Установка ОС Astra Linux Smolensk

Материал из Юпитер-8

Страница находится в разработке

Установка ОС Astra Linux SE Smolensk 1.7

Учитывая то обстоятельство, что ОС Astra Linux SE Smolensk 1.6 не получает дальнейшего развития и поддержки, рекомендуется перейти на использование ОС Astra Linux SE Smolensk 1.7.

Подготовка установочного носителя

Для подготовки носителя можно воспользоваться любым программным продуктом, позволяющим перенести образ установочного диска в формате "iso" на внешний носитель(флешку)

Как записать ISO-образ на USB-носитель под Linux/Unix?

Для записи iso-образа на USB-диск можно воспользоваться утилитой dd, для чего необходимо в терминале выполнить команду
dd if=<файл> of=<устройство> bs=4M; sync,
где:

  • <файл> — имя образа, напр. AstraSmolenskAmd64.iso
  • <устройство> — устройство, соответствующее USB-носителю, напр. /dev/sde, /dev/sdd. Будьте осторожны, проверьте, что указываете верное устройство, так как эта команда легко может перезаписать ваш жёсткий диск, если вы ошибетесь!
  • bs=4M сообщает dd о том, что следует читать фрагменты по 4 мегабайта для наилучшей производительности; по умолчанию используется 512 байт, что будет намного медленнее
  • sync нужно для того, чтобы гарантировать, что все операции записи будут завершены до того, как команда передаст возвращаемое значение.

Так же, для записи образа на носитель можно использовать приложения:

  • balena-etcher - etcher.balena.io
  • ventoy - www.ventoy.net
  • В ОС Astra Lunux, так же имеется утилита fly-admin-iso: "Пуск" "Утилиты" "Запись ISO образа на USB носитель"

Как записать ISO на USB-носитель под Windows?

В начало статьи

Загрузка с носителя и выбор основных компонентов

Выбор режима установки

Необходимо загрузиться с носителя в режиме с поддержкой UEFI. Для чего при старте компьютера войти в загрузочное меню и выбрать UEFI раздел внешнего носителя или зайти в BIOS и отключить использование режима Legacy.


Если всё сделано правильно, по появится меню выбора действия при загрузке. Во избежание неточностей в процессе установки, рекомендуется выбрать пункт "Графическая установка ОС (Русский язык)" и нажать <Ввод>

Лицензионное соглашение

Далее, можете ознакомиться с лицензионным соглашением. Проверьте, что на вопрос "Принимаете ли Вы условия настоящей лицензии?" выделен ответ "Да" и нажмите клавишу <Enter>.

Выбор переключения раскладки клавиатуры

Далее необходимо выбрать метод переключения между раскладками клавиатуры, используя клавиши перемещения маркера( стрелки вверх и вниз ). После чего нажать клавишу <Enter>


Настройка сети

Установочный пакет переходит к сканированию и анализу компонентов компьютера после чего загружает основной установочный комплект и запускает механизм настройки сети.
По умолчанию сетевой адаптер настраивается на использование DHCP-сервера, поэтому если не получилось установить сетевые настройки в автоматическом режиме, тогда появится запрос о введении этих настроек в ручную. Необходимо будет ввести IP-адрес, маску и шлюз, принятые в конкретной локальной сети - эти данные предоставляются системным администратором или инженером, обслуживающим данную локальную сеть. Необходимо обратить внимание на то, что в конфигурации стационарного(шкаф) комплекса СПО МАВР предусмотрено две сетевых карты, одна из которых необходима для выхода в локальную сеть, вторая для подключения внешней IP-камеры. Необходимо обратить внимание, какой именно сетевой интерфейс настраивается.
В мобильной и настольной версиях подключение внешней IP-камеры не предусмотрено, поэтому сетевая карта одна.
Процесс настройки сети включает в себя ввод имени компьютера, например "mavr". После ввода имени компьютера нажать клавишу <Enter>


Если вы используете компьютер в локальной сети, позаботьтесь о том, чтобы имена компьютеров не повторялись. Нажмите <Ввод>.
Далее система запросит ввести имя домена. Если у Вас в сети нет домена, то данную информацию можно не вводить. При использовании Microsoft AD или ALD, или других контроллеров домена, необходимо указать его наименование( название домена можно уточнить у системного администратора ). Нажмите клавишу <Enter>.

Создание учётной записи с правами администратора

Создать учетную запись пользователя с правами администратора, например elesta. Нажать клавишу <Enter>
Далее необходимо ввести пароль создаваемого пользователя. Пароль необходимо ввести два раза в соответствующие поля. Нажать клавишу <Enter>.


Выбор часового пояса

Выбор часового производится с помощью клавиш управления маркера( клавиши - стрелка вверх и вниз ). По умолчанию выбирается "Москва", но можно выбрать Ваш часовой пояс или изменить его после установки ОС.


После выбота часового пояса нажать клавишу <Enter>.

Разметка дисков

При установке ОС необходимо задать диск на котором будет находиться ОС, и учитывая, что СПО является также и хранилищем аудио-видео информации, необходимо указать носители на которых будут хранится данные медиатеки. Как правило комплекте несколько носителей: на меньший из них устанавливается ОС и СПО, на больший настраивается хранилище. Если в комплекте поставки несколько дисков, то они объединяются в LVM-том.


Разметка одного диска

В случае использования одного носителя можно выбрать режим "Авто - использовать весь диск". Нажать клавишу <Enter>. Выбрать диск, на который хотите установить ОС и нажать клавишу <Enter>.


Далее, система запрашивает - где будет размещаться каталог с данными пользователей. Если у вас есть сомнения в том, как разметить диск, то выберите "Все файлы в одном разделе (рекомендуется новичкам)" и нажмите клавишу <Enter>. Если разметка диска устраивает, то необходимо выбрать "Закончить разменку и записать изменения на диск" и нажать клавишу <Enter>.


После окончания конфигурирования разметки надо согласиться на запрос "Записать изменения на диск?", отметив Да и нажав клавишу <Enter>.
В начало статьи

Установка основного и дополнительного ПО

После записи файловой системы начнется форматирование носителей и установка ОС. Будет установлена базовая основа ОС без дополнительного ПО. Возможно система предложит выбрать ядро ОС. В этом случае необходимо выбрать - linux-5.15-generic.


Далее установка позволяет выбрать программное обеспечение, которое будет установлено вместе с ОС. Здесь можно все оставить как есть. Если планируется доступ к компьютеру с использованием SSH, то в этом случае необходимо выделить пункт "Средства удаленного подключения SSH". Далее перейти на кнопку "Продолжить", нажав клавишу <Tab> и нажать <Ввод>.


Начнется установка программного обеспечения. Данный процесс может быть довольно длительным.
В начало статьи


Установка СУБД PostgreSQL 14